Finance.ua
СПЕЦПРОЕКТ

Кредит для бизнеса — брать или нет?

Нужен кредит на новый смартфон или пылесос? Нет проблем. В Украине более 70 банков, готовых предложить сотни вариантов решения вопроса: потребительские кредиты, кредитные карты и рассрочки. Но если вы — предприниматель, и вам нужен кредит на покупку нового конвейера, комбайна или сырья для производства, то тут сложнее.
СПЕЦПРОЕКТ

Кредит для бизнеса — брать или нет?

Нужен кредит на новый смартфон или пылесос? Нет проблем. В Украине более 70 банков, готовых предложить сотни вариантов решения вопроса: потребительские кредиты, кредитные карты и рассрочки. Но если вы — предприниматель, и вам нужен кредит на покупку нового конвейера, комбайна или сырья для производства, то тут сложнее.
Объемы кредитования украинского малого и среднего бизнеса пока не впечатляют.

И дело не в том, что банки не хотят давать деньги предпринимателям. А в том, что в Украине неэффективная судебная система, высокая доля проблемных банковских активов, одна из самых высоких в мире учетных ставок и довольно жесткая монетарная политика НБУ. Все перечисленное вынуждает банкиров выдвигать условия, которые многим заемщикам не подходят.

Но есть еще одна важная причина. Даже среди тех бизнесменов, кого банки кредитовать готовы (а таких тоже довольно много), далеко не все спешат пользоваться заемным капиталом. Многие его побаиваются, считая финансовым ярмом или угрозой. А зря. Ведь при грамотном подходе к вопросу кредит наоборот станет толчком к развитию компании. Вместе с Идея Банком мы разбирались, зачем бизнесу нужны кредиты, когда их стоит брать, а когда нет.

Зачем бизнесу кредиты?

Деньги — это кровь бизнеса. Чем их больше, тем быстрее он может расти и развиваться
Представим небольшую компанию, которая делает мебель. Ее продукция пользуется постоянным спросом, и с каждого вложенного в производство миллиона гривен инвестиций она ежемесячно получает 200 000 прибыли (рентабельность 20%). Накладные расходы — зарплата работникам, коммунальные платежи и прочие траты — составляют около 10% от вложенного. Цель ее собственников — дорасти до показателя в 2 миллиона гривен ежемесячного дохода. При условии, что они будут развиваться на свои и все заработанное станут вкладывать в бизнес, получится примерно такая картина:
Месяц
Инвестиции на начало месяца, грн
Доход, грн
Накладные расходы, грн
Инвестиции на конец месяца, грн
1
1 000 000
200 000
100 000
1 100 000
2
1 100 000
220 000
110 000
1 210 000
3
1 210 000
242 000
121 000
1 331 000
4
1 331 000
266 200
133 100
1 464 100
5
1 464 100
292 820
146 410
1 610 510
24
8 954 302
1 790 860
895 430
9 849 732
25
9 849 732
1 969 946
984 973
10 834 705
26
10 834 705
2 166 941
1 083 470
11 918 176
Месяц
Инвестиции на начало месяца, грн
Доход, грн
Накладные расходы, грн
Инвестиции на конец месяца, грн
1
1 000 000
200 000
100 000
1 100 000
2
1 100 000
220 000
110 000
1 210 000
3
1 210 000
242 000
121 000
1 331 000
4
1 331 000
266 200
133 100
1 464 100
5
1 464 100
292 820
146 410
1 610 510
24
8 954 302
1 790 860
895 430
9 849 732
25
9 849 732
1 969 946
984 973
10 834 705
26
10 834 705
2 166 941
1 083 470
11 918 176
Как видно из таблицы, реинвестируя только собственную прибыль, добиться поставленной цели компания сможет больше, чем через 2 года (26 месяцев).
А теперь давайте представим, что ее собственники нашли дополнительное финансирование: взяли кредит в банке — 500 000 гривен под 20% годовых, и инвестировали их в производство. В этом случае картина будет следующая:
Месяц
Инвестиции на начало месяца, грн
Доход, грн
Накладные расходы, грн
Инвестиции на конец месяца, грн
1
1500000
300000
150000
1650000
2
1650000
330000
165000
1815000
3
1815000
363000
181500
1996500
4
1996500
399300
199650
2196150
13
4 707 642
941 528
1 070 764
(накладные расходы + 500 000 кредита + 100 000 % по кредиту)
4 578 406
23
10 795 643
2 159 128
1 079 564
11 875 208
Месяц
Инвестиции на начало месяца, грн
Доход, грн
Накладные расходы, грн
Инвестиции на конец месяца, грн
1
1500000
300000
150000
1650000
2
1650000
330000
165000
1815000
3
1815000
363000
181500
1996500
4
1996500
399300
199650
2196150
13
4 707 642
941 528
1 070 764
(накладные расходы + 500 000 кредита + 100 000 % по кредиту)
4 578 406
23
10 795 643
2 159 128
1 079 564
11 875 208
Как видно, через год компания вернет банку 500 000 гривен кредита + 100 000 процентов (мы добавили их к накладным расходам на 13-й месяц), при этом продолжит зарабатывать и сможет достигнуть желаемого на 3 месяца раньше.
Это, конечно, упрощенный пример. Он не учитывает множества факторов и расходов, с которыми бизнесмены сталкиваются на практике. Но он способен показать главное: если мыслить категориями «я никогда не беру кредитов», «что заработал — то вложил» и т.п., то развивать и масштабировать бизнес будет сложнее.

Иногда бывает и так, что вовремя взятый кредит может сыграть ключевую роль в жизни компании. Если он, например, позволяет подготовиться к особо крупному заказу, который «бывает только раз в жизни» и завязывает долгие партнерские отношения с ключевыми клиентами.

Когда стоит брать кредит?

Прежде, чем брать кредит, собственник бизнеса должен ответить на два вопроса
Есть ли в этом смысл?
Кредит стоит брать тогда, когда он дает бизнесу преимущество, которое можно будет превратить в дополнительную прибыль. Если компания за заемные средства купит, к примеру, новый конвейер и вдвое увеличит производственные мощности, но спрос на ее продукцию загрузит их всего на 10%, то такой кредит вряд ли себя окупит. То же самое будет, если взять кредит на качественную рекламу, и она спровоцирует спрос, который компания не сможет удовлетворить.
01
А вот если вложить деньги в оборудование, которое сможет удешевить производство и снизить себестоимость товара, сделав его заметно дешевле, чем у конкурентов, то такой кредит, скорее всего, будет обоснованным.
Может ли компания себе это позволить?
Выплаты по кредиту не должны превышать операционную прибыль предприятия.

Вернемся к примеру с мебельной фабрикой, которая зарабатывает 100 000 прибыли на каждом вложенном в производство миллионе гривен. Ее годовой доход составляет 1,2 миллиона. Изучив рынок и спрос на продукцию, собственники решили, что бизнес можно масштабировать. Поэтому они взяли дополнительные 500 000 в банке под 20% годовых. При текущей рентабельности это принесет им дополнительные 600 000 гривен дохода.
02
Теперь давайте посчитаем, насколько выгоден этот кредит. Через год компании нужно вернуть 500 000 тела кредита и 100 000%. В итоге получаем такую формулу:

500 000, полученные от банка + 600 000 дохода – 600 000, которые нужно вернуть по кредиту = 500 000 дохода, которые остаются по итогам года.
То есть компания сможет рассчитаться с банком и получит еще больше, чем 41 тысячу гривен дохода в месяц. Другими словами, она зарабатывает деньги быстрее, чем на ней зарабатывает банк, выдавший ей кредит. Поэтому она без проблем может его обслуживать. И не пытаться привлечь его в данной ситуации было бы ошибкой.

Что еще нужно учитывать бизнесу, обращаясь за кредитом

Что еще нужно учитывать бизнесу, обращаясь за кредитом

Учитывать срок кредитования
Он не должен превышать сроков генерации дохода. Компании может понадобиться время для того, чтобы получить прибыль, которая позволит вернуть долг. Например — фермеры и их сезонный бизнес. Беря кредиты, им приходится учитывать сроки сбора, реализации урожая и отображать это в кредитных договорах.
Выбирать правильный банк
Лучше выбрать надежный банк, который активно кредитует бизнес. Богатый опыт работы в этой сфере у банков с европейским капиталом. Клиенты ценят их экспертизу, сервис и продуктовый ассортимент, который они привнесли в Украину. Они могут предложить предпринимателю именно тот кредит, который подойдет ему лучше всего.

Например — Идея Банк, в котором на развитие бизнеса можно взять 500 000 гривен, без залога и финансового поручительства. Решение принимается в течение 1 рабочего дня.
Брать в долг не больше, чем нужно
Если кредитов будет слишком много, они потянут бизнес на дно. Иногда небольшие компании примеряют на себя модель развития крупных, которые активно растут именно за счет кредитов. Доля заемных средств в структуре капитала крупного бизнеса может превышать 50%, а долг в разы превышать годовую прибыль. Но у больших компаний есть те инструменты и возможности для финансового маневра, которых нет у малых: продажа акций, выпуск облигаций. Поэтому МСБ не стоит ориентироваться на такие показатели.
Кредиты способны стать для бизнеса движущей силой для роста и развития. Без дополнительного финансирования малым компаниям будет намного сложнее стать средними или крупными. А иногда без кредитов вообще сложно удержаться на рынке. Поэтому бояться их точно не стоит. Но бежать за ними, сломя голову, тоже не нужно. Получить деньги — мало, нужно знать, как ими грамотно распорядиться. Так, чтобы они окупили себя и принесли прибыль.
Кредит на развитие бизнеса
Кредит на развитие бизнеса
Совместный спецпроект Идея Банка и Finance.ua
Лицензия НБУ №96 от 04.11.2011 г.