Finance.ua

Как «Березка» и «Клен» стали АТБ

Finance.ua подготовил спецпроект к 30-й годовщине Независимости Украины об успешном бизнесе, основанном в Украине и украинцами. Открываем цикл спецпроекта историей об АТБ — крупнейшей на сегодня сети продуктовых супермаркетов Украины.

магазин атб

Охрана, отмена

Пакетик потрібен?

Гоу в АБТ

Встретимся возле АТБ

Охрана, отмена
Пакетик потрібен?
Гоу в АБТ
Встретимся возле АТБ
Пакетик потрібен?
Гоу в АБТ
Встретимся возле АТБ
Охрана, отмена
Пакетик потрібен?
Гоу в АБТ
Встретимся возле АТБ
Охрана, отмена
Пакетик потрібен?
Гоу в АБТ
Встретимся возле АТБ
Охрана, отмена
Пакетик потрібен?
Гоу в АБТ
Встретимся возле АТБ
Пакетик потрібен?
Гоу в АБТ
Встретимся возле АТБ
Охрана, отмена
Пакетик потрібен?
Гоу в АБТ
Встретимся возле АТБ
гастроном
касса атб

Начали с «Березок» и «Тополей»

Расцвет компании начинается в тогдашнем Днепропетровске (ныне Днепр).

Фирма «Агротехбизнес» получила в свое управление 6 гастрономов, которые и стали фундаментом сегодняшней сети. Магазины называли на советский манер – «Тополь», «Березка», «Клен».

Когда виды известных гражданам деревьев закончились, название упростили до "Продукты" – по крайней мере такая шутка ходила среди старожилов АТБ.
1993
магазин АТБ

Курс на Германию

Основатели корпорации Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун, поняв, что будущее за магазинами самообслуживания, регистрируют компанию «АТБ-маркет».

АТБ – это аббревиатура от первоначального названия "Агротехбизнес". Тогда же владельцы и стали менять вывески.

Опыт работы перенимали за рубежом. Учредители побывали в странах Балтии, Польше и Германии. Остановились на формате дискаунтера – магазина со сниженными ценами и ограниченным ассортиментом. Образцом для АТБ стала немецкая сеть Aldi.
Магазин німецької мережі дискаунтерів Aldi
Генеральный директор корпорации АТБ Борис Марков рассказывал, что после эпохи дефицита все старались поразить покупателей количеством товаров на полках. Но они пошли другим путем, понимая, что вопрос экономии семейного бюджета после кризиса 1998-го еще долго будет оставаться актуальным.
Магазин немецкой сети дискаунтеров Aldi
Евгений Ермаков
Геннадий Буткевич
Виктор Карачун
1998

На грани банкротства?

Почти два десятка магазинов сети за одну ночь изменились – вместо привычных стеллажей с товарами покупатели утром увидели на полу коробки с товарами вдоль стен.

Ассортимент уменьшился до 800 позиций, однако цены на товары были намного ниже, чем у конкурентов. Это была точная копия немецкой сети Aldi – жесткого дискаунтера.

Впрочем, эксперимент провалился, украинцы просто не поняли такой формат. Выручка обновленных магазинов стала падать на 10% каждую неделю. В Днепре шептались о банкротстве АТБ.

Основатели признали свою ошибку и выбрались на еще одну разведку в Европу. На этот раз примером для подражания стала сеть Lidl – прямой конкурент Aldi.
2002
Супермаркет німецької міжнародної мережі Lidl
Супермаркет немецкой международной сети Lidl
Ассортимент в АТБ расширили сначала до 2500, а затем до 3500 позиций. Новые магазины уже открывались по установленному стандарту: 800 кв. м, 10 касс. Чтобы минимизировать расходы, помещения под магазины начинают выкупать, а не арендовать.

Построение логистики

За десять лет шесть локальных магазинов с «деревянными» названиями превратились в сеть из 85 магазинов в 12 городах Украины.

В 2003-м, следуя примеру Lidl, АТБ начинает экспансию в небольшие города, которыми пренебрегали или до которых не дотягивались другие крупные сети. Для этого пришлось строить свою логистику, а именно распределительные центры. И АТБ, кстати, сделал это первым из отечественных ритейлеров.

Топ-менеджеры весной приехали во Франкфурт, где был распределительный центр Aldi, зашли внутрь и все разглядели, рассчитали, засекли время разгрузки машин. Никто даже не пытался им препятствовать, работники распределительного центра подумали, раз люди заходят, то им можно.
2003
розподільчий центр атб
Распределительный центр АТБ
По возвращении полученные знания сразу стали воплощать в жизнь. Единственный тогда склад АТБ превратили в современный распределительный центр. Сегодня же у компании есть 10 таких центров в Днепропетровской, Киевской и Харьковской областях, а также во Львове, Одессе и Херсоне. Общая площадь этих распределительных центров превышает 100 тыс. кв. м, а среднесуточный грузооборот – более 8 тыс. тонн.
Топ-менеджеры весной приехали во Франкфурт, где был распределительный центр Aldi, зашли внутрь и все разглядели, рассчитали, засекли время разгрузки машин. Никто даже не пытался им препятствовать, работники распределительного центра подумали, раз люди заходят, то им можно.
За десять лет шесть локальных магазинов с «деревянными» названиями превратились в сеть из 85 магазинов в 12 городах Украины.

В 2003-м, следуя примеру Lidl, АТБ начинает экспансию в небольшие города, которыми пренебрегали или до которых не дотягивались другие крупные сети. Для этого пришлось строить свою логистику, а именно распределительные центры. И АТБ, кстати, сделал это первым из отечественных ритейлеров.

Капитализация – $1 млрд

В 2006-м сеть АТБ была представлена в 38 городах Украины. Продажи в 169 магазинах тогда перевалили за 2 млрд грн. В то же время сетью заинтересовалась группа СКМ Рината Ахметова. СКМ была готова инвестировать в развитие, но Геннадий Буткевич от предложения решительно отказался.

В 2007-м АТБ выходит на вторую строчку по выручке среди украинских сетей. Борис Марков в интервью «Инвестгазете» заявил, что капитализация АТБ составляет $1 млрд, хотя инвестбанкиры оценивали сеть дешевле.

Интерес к АТБ начинает проявлять российская X5 Retail Group. Их предложение тоже не впечатлило Буткевича, да и ждал он совсем других партнеров.

В тот период немецкая сеть Lidl планировала расширение в Восточной Европе и искала в Украине соответствующие объекты. Расчет был на то, что немцы охотно поглотят сеть, которая очень похожа на их бизнес не только по формату, но даже по внешнему виду. Впрочем, из-за кризиса Lidl затормозил процесс.

«Случай играет большую роль в судьбе человека», – заявил Геннадий Буткевич в своем первом в истории интервью журналисту Дмитрию Гордону.
2006
2007

Кризис в помощь

Кризис дал АТБ мощный толчок к развитию. Гривна тогда обесценилась до 8 за доллар, и украинцы задумались об экономии.

Продажи магазинов сети стали стремительно расти. По итогам года 292 магазина наторговали на 6 млрд грн. Уже через два года, в 2010-м, выручка АТБ достигла почти 11 млрд грн.

В то время как другие ритейлеры сокращали количество точек и вели сложные переговоры с кредиторами, АТБ вкладывается в развитие и увеличение сети. Деньги брали с оборота, не последнюю роль сыграли отношения с поставщиками – они увеличили отсрочки платежа. АТБ же со своей стороны ни разу не нарушил договоренности.
2008
розподільчий центр атб
Фото обменника валют. Источник: УНИАН

Полтысячи магазинов

В октябре АТБ открыла свой 500-й магазин. Тогда же иностранцы снова заинтересовались поглощением.

Впрочем, платить $1 млрд за АТБ желающих не нашлось, поэтому Геннадий Буткевич с партнерами продолжили развиваться самостоятельно.
2011
магазин АТБ

Национализация АТБ

Оккупация Крыма и начало боевых действий на востоке Украины стали крайне непростой страницей в истории компании. Если из Крыма, по словам Буткевича, им удалось вовремя «красиво уйти», то оккупанты на Донбассе «отжали» 152 магазина.

Тогдашний главарь боевиков Александр Захарченко звал Буткевича на переговоры, пообещав, что у того все будет хорошо, но Буткевич отказался. «Я не поехал, так как считал неправильным там работать», – объяснил он в интервью Дмитрию Гордону.
2014
2015
АТБ Донецьк 2014-2015
Магазин АТБ после начала боевых действий на Донбассе
Оккупанты на базе АТБ создали «собственные» сети. В так называемой «ДНР» АТБ превратился в «Первый республиканский», а в «ЛНР» – в «Народный». Впрочем, они никак не связаны с материнской структурой.

Потери Геннадий Буткевич оценил в $300 млн. Однако, он убежден, что магазины вернутся под украинский флаг, как и Луганск с Донецком.

В апреле 2015 года 15 депутатов зарегистрировали в Верховной Раде законопроект № 2689 о национализации имущества АТБ. Сеть обвиняли в пособничестве оккупантам. СБУ и ГПУ провели соответствующее расследование и опровергли обвинения. Документ так и не рассмотрели в парламенте.
СМИ писали, что законопроект был связан с разводом Анны Буткевич (дочери акционера АТБ), и Сергея Рыбалки – совладельца компании S. Group и на тот момент нардепа от Радикальной партии.

Кстати, на последних выборах в парламент от партии «Слуга народа» прошла экс-начальник управления по корпоративным коммуникациям АТБ Анна Личман.
захват магазинів атб
захват магазинів атб
захват магазинів атб
Магазины АТБ в самопровозглашенных республиках Донбасса и оккупированном Крыму

Цифры и планы

В 2020 году сеть насчитывала 1201 магазин – 127 из них открыли в течение года. На открытие одного магазина нужно в среднем $1,5–2 млн.

Годовой товарооборот составил 149,8 млрд грн. Компания уплатила 15,6 млрд грн налогов. Количество работников увеличилось до 64 тыс. Средняя зарплата в сети – 14 тыс. грн. Около 4,5 млн украинцев ежедневно скупаются в АТБ.

Весной 2021 года АТБ вместе с Райффайзен Банком и Visa запустил кобренд-проект платежной карты – АТБ-Pay. Рассчитываясь ею в магазинах сети, покупатели смогут получить скидку 5% на определенную группу товаров. Интересно, что до сих пор у АТБ не было дисконтных или накопительных карт, как в других сетях.

В ближайших планах компании на этот год – построить еще один распределительный центр в Хмельницкой области, открыть 120 новых магазинов и изменить формат в 60 магазинах.

Уже с 2022 года компания планирует открывать по 150 торговых точек в год.

Сегодня сеть АТБ состоит из 1221 магазина, которые представлены в 312 населенных пунктах 24 областей Украины. Согласно прогнозу, товарооборот АТБ в 2021 году будет на уровне 173,5 млрд грн.
2020
2021
Супермаркет німецької міжнародної мережі Lidl
Вирусное фото с пакетом АТБ и Эйфелевой башней в 2016 году впервые запостил в фейсбуке путешественник Сеня Серый
В ближайших планах компании на этот год – построить еще один распределительный центр в Хмельницкой области, открыть 120 новых магазинов и изменить формат в 60 магазинах.

Уже с 2022 года компания планирует открывать по 150 торговых точек в год.

Сегодня сеть АТБ состоит из 1221 магазина, которые представлены в 312 населенных пунктах 24 областей Украины. Согласно прогнозу, товарооборот АТБ в 2021 году будет на уровне 173,5 млрд грн.
В 2020 году сеть насчитывала 1201 магазин – 127 из них открыли в течение года. На открытие одного магазина нужно в среднем $1,5–2 млн.

Годовой товарооборот составил 149,8 млрд грн. Компания уплатила 15,6 млрд грн налогов. Количество работников увеличилось до 64 тыс. Средняя зарплата в сети – 14 тыс. грн. Около 4,5 млн украинцев ежедневно скупаются в АТБ.

Весной 2021 года АТБ вместе с Райффайзен Банком и Visa запустил кобренд-проект платежной карты – АТБ-Pay. Рассчитываясь ею в магазинах сети, покупатели смогут получить скидку 5% на определенную группу товаров. Интересно, что до сих пор у АТБ не было дисконтных или накопительных карт, как в других сетях.
Cпецпроект ко Дню Независимости Украины
Читайте другие истории спецпроекта
Над спецпроектом работали:
Автор: Владислав Недашковский
Редактор: Петр Таранюк
Верстальщик: Алексей Вишневский
Team lead по спецпроектам: Ольга Бандуренко
Автор: Владислав Недашковский
Редактор: Петр Таранюк
Верстальщик: Алексей Вишневский
Team lead по спецпроектам: Ольга Бандуренко